Сегодня так просто отстаивать свои законные интересы, полагают многие. Десятки телепрограмм рассказывают гражданам об их основных правах. Печатные издания также не отстают, наперебой просвещая нас в том, что нужно делать, если нас обманули в магазине или когда ваш работодатель незаконно задерживает выплату заработной платы. Однако нарушений закона от этого, увы, меньше не стало. Объясняется это на самом деле очень просто: всякий может прочитать рецепт потрясающего торта, но далеко не каждый сможет его испечь. Чтобы стать искусным кондитером, нужны талант и годы тренировки. Чтобы стать юристом, даже этих составляющих будет недостаточно. Здесь еще нужно обладать и высокими интеллектуальными способностями, а также умением разворачивать ситуацию в свою пользу. Система законодательства любой страны мира – сложна и запутанна, но когда речь заходит о России, это утверждение особенно правдиво. Вместе с тем даже простые и доступные каждому нормы зачастую на практике не применяются. Почему? Причин может быть множество. И первая – юридическая безграмотность, которая на самом деле никуда не делась, несмотря на сотни телепрограмм и тысячи статей. Вот один весьма простой и вместе с тем знаковый пример. Взыскание неустойки по договору выполнения работ (оказания услуг). Допустим, гражданин заказал остекление балконов. С мастерами договорился, что они исполнят свои обязанности через месяц после подписания договора. Однако прошел положенный срок, а работы не выполнены. Разгневанный заказчик начинает обрывать телефоны фирмы, а там ему вежливо (или не очень) объясняют, что просрочка допущена по объективным причинам. Но заказчику-то до этих причин дела особого нет, ему нужно остекление лоджий. Тогда он начинает грозить исполнителю, что пойдет в суд, что добьется справедливости и так далее. А там ему показывают договор, который он сам подписал (как водится – не глядя), где черным по белому написано, что пеня составляет, ну, допустим, 0,001 % от стоимости работ за каждый день просрочки. В итоге сумма, положенная заказчику, столь минимальна, что и связываться не хочется. И вот получается, что клиенту ничего не остается, кроме как смириться с ситуацией и ждать у моря погоды. И ведь мало кто знает, что на самом деле ему причитаются суммы, значительно превышающие те, которые указаны в договоре. Ведь в соответствии с ч.5 статьи 28 ФЗ «О защите прав потребителей» в случае нарушения установленных сроков выполнения работы исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку. И размер ее куда больше, чем тот, что обычно предусматривают исполнители в договоре. Она составляет три процента от цены выполнения работ. Обратите внимание – именно от стоимости работ. Цена материалов сюда не входит. Если же в договоре стоимость работ отдельно не оговорена, то пеня начисляется на всю цену заказа. Кто-то скажет: а как же договор? Отвечаем. В соответствии со ст. 16 все того же закона, если условия договора ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве, то такие условия признаются недействительными. Таким образом, в данном случае будет действовать не договор, а закон. Причем условие о пене в размере 3 % распространяется на все случаи нарушения сроков выполнения работ, а не только на остекление балконов и лоджий. Но лишь на случаи, когда вы заказываете именно работы, а не приобретаете готовый товар. Допустим, вы заказали мебель по индивидуальному заказу. Тогда при нарушении сроков выполнения работ будет действовать ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей». А если вы купили готовую корпусную мебель с последующей доставкой, тогда стороны должны руководствоваться договором. |